А за столом, прямо против двери, сидят две женщины. Наверное, учительницы.
Одна, помоложе, записывает что-то на большом листе бумаги. А другая, постарше,
глядит на Марусю через круглые очки. Черные глаза ее за стеклами очков кажутся
огромными и сердитыми.
Молодая учительница говорит ласково:
Не бойся, девочка.
Здравствуйте, тетя! говорит ей Маруся.
Меня зовут Анна Ивановна.
Здравствуйте. Анна Ивановна, поправляется Маруся.
А ты кто? спрашивает учительница.
Я Маруся Орлова.
Зачем пришла?
В школу записаться.
А почему ты пришла одна, без мамы или папы?
Папы нет дома он летчик, он сейчас улетел в Заполярье, а мама
не может. Вчера обещала пойти, а сегодня говорит: подожди до завтра.
А ты ждать не любишь? спрашивает седая учительница.
Все девочки с нашего двора записались уже, объясняет Маруся.
А маме все некогда. Вот я и пришла. Я документы принесла.
Какие? спрашивает Анна Ивановна.
Все! отвечает Маруся и кладет на стол большой сверток
в газетной бумаге.
Что это? спрашивает учительница.
Документы.
А где ты их взяла?
В комоде, в маленьком ящичке. Вы, какие нужно, возьмите. А какие не нужно,
я отнесу домой.
Маруся разворачивает сверток и показывает учительнице документы.
Вот это бабушкин паспорт. А это квитанция за телефон. А эта, синенькая,
за квартиру. А это письма от папы. А здесь в конверте мои волосы, когда
мне был один годик. Это орденские книжки мамины. Моя мама доктор,
а во время войны была капитан медицинской службы. А это я, когда мне было два
месяца.
Достаточно, закрывая коробку, говорит Анна Ивановна.
Одну минуточку! просит вторая учительница. Дайте мне
посмотреть на телефонную квитанцию. Так. Благодарю вас.
Внимательно взглянув на квитанцию, учительница выходит из комнаты.
Так, Маруся, говорит Анна Ивановна, хорошо. Ты, значит,
очень хочешь учиться?
Очень!
А что ты умеешь делать? Читать умеешь?
Да, отвечает Маруся. Вот. Глядите. Маруся наклоняется
к книжке и читает, водя пальцем, отыскивая только знакомые буквы:
Вот это "А". Это "У". Вот это "Р". Вот еще "Я". Я и писать умею.
А ну-ка, просит Анна Ивановна, напиши мне что-нибудь.
Вот тебе карандаш. Вот тебе бумага.
Маруся усаживается и пишет старательно, изо всех сил нажимая карандашом.
В это время вторая учительница возвращается.
Готово, написала! говорит Маруся. Учительницы смотрят и видят:
девочка написала крупными печатными буквами свое имя: "Маруся".
|