Предыдущая глава К оглавлению Следущая глава

Как Маруся начала учиться

Тикает будильник.

Светает.

На стуле возле Марусиной кровати — форменное школьное платье, коричневое, с черным передником.

Маруся спит.

Солнечный луч пробивается через штору, освещает отрывной календарь. На листке календаря — первое сентября.

Щелкнув, звонит будильник.

Маруся спит. Не слышит.

Входит бабушка. Открывает штору. В комнату врывается солнце. Маруся спит — не видит.

— Маруся! — зовет бабушка. — Внучка! Пора вставать!

Маруся прячет голову под одеяло.

— В школу опоздаешь!

Только тогда Маруся открывает глаза.

Видит солнце за окном, улыбающуюся бабушку, веселую маму в дверях и, наконец, форменное платье на спинке стула.

Маруся вскакивает с кровати, умывается и поет, одевается и пляшет; одевшись, подбегает к зеркалу и вскрикивает:

— Ах!

Первый раз в жизни она видит себя настоящей школьницей.

— Как будто немножко в плечах тянет... — сомневается бабушка.

— Ой, бабушка, что ты! — пугается Маруся. — не трогай! Испортишь!

Маруся наскоро завтракает, бежит в прихожую и прыгает на месте от нетерпения, пока мама одевается.

— Пенал взяла? — спрашивает бабушка.

— Вот он.

— Тетрадки не забыла?

— Что ты, бабушка! Вот они, — отвечает Маруся.

Вдруг раздается резкий звонок. Бабушка открывает дверь.

Входит пожилой гражданин с большой сумкой через плечо.

— Здесь проживает Маруся Орлова? — спрашивает он строго.

— Вот я, — говорит Маруся растерянно.

— А я телеграмму вам принес.

— Мне? — Маруся улыбается радостно. — Телеграмму?
  

— Вам! — отвечает почтальон. — Расписывайтесь.

Маруся мнется.

— Можно маме расписаться?

— Ну, уж так и быть, — разрешает почтальон. — на первый раз можно. Мама расписывается. Почтальон протягивает Марусе телеграмму:

— Нате, читайте.

— Можно мама прочтет? — спрашивает Маруся.

— Ну уж ладно, — соглашается почтальон. — Но только в следующий раз сами расписывайтесь и сами читайте. А то не дам телеграмму.

Он кивает, улыбаясь, маме, бабушке и Марусе и исчезает.

— Я телеграмму получила! — удивляется Маруся. — От кого? А, мамочка? Мама читает:

— "Поздравляю дочку с большим праздником, с началом занятий. Скоро прилечу. Учись хорошенько. Целую. Папа".

Ясное осеннее утро.

Маруся и мама шагают по двору.

Семь подъездов выходят во двор. И на какой ни глянет Маруся — на первый ли, на седьмой ли, отовсюду выбегают мальчики и девочки. За маленькими едва поспевают провожатые. Старшие идут по-двое, по-трое — успели уже подружиться в школе.

Вот промелькнул знакомый мальчик. Кажется, это Сережа. Но как он изменился! Он в длинных штанах. Ранец за плечами, волосы подстрижены. Он тоже идет рядом с мамой.

Маруся и мама идут по улице.

Они проходят мимо репродуктора. Замолкает веселая музыка. Репродуктор говорит громко:

— Поздравляем советских школьников с началом учебного года.

— Спасибо! — отвечает Маруся репродуктору серьезно и торжественно.

Маруся и мама входят в школу. Как тут много народу сегодня, как шумно! Над лестницей висит большой плакат:

Привет первоклассницам!

Мама читает Марусе этот плакат вслух. Учительницы и пионервожатые — девочки шестого и седьмого классов — встречают новеньких. Какая-то девочка забилась в угол и плачет там тихонько. Ее успокаивает мама и один из дежурных педагогов:

— В класс маме нельзя! Мама твоя никуда не уйдет, она здесь будет.

— Сюда, сюда! — говорит дежурная учительница Марусе. — Попрощайся с мамой, девочка. Мама зайдет за тобой к концу уроков.



 

— А я не боюсь! — отвечает Маруся гордо. — Мама, ты не заходи за мной. Пожалуйста. Дорогу ведь не надо переходить. Не заходи. Я сама, хорошо?

— Хорошо, хорошо! Как договорились, так и будет. До свиданья, девочка.

Мама целует Марусю и уходит.

— Мама! — вдруг вскрикивает Маруся.

— Что ты? — удивляется мама. — Что с тобой? Маруся молчит. Цепляется за маму.

— Что, что? — спрашивает мама ласково. — Народу уж больно много? и всё незнакомые? Жутковато все-таки?

— Нет, нет! — бормочет Маруся. — Я… Я тебя почему позвала... Я хотела сказать: бабушке кланяйся.

Маруся еще раз целует маму и храбро направляется к двери.

Маруся входит в класс и останавливается как вкопанная.

Это тот самый класс, в котором Маруся беседовала с маляром.

Все новое. Совсем новое. Доска на стене, парты, картины... И как много девочек!

Вот одна озирается, как зверек, вздрагивает от малейшего стука. Это Вера, та самая девочка, которую видела Маруся, когда приходила записываться.

А другая девочка, с пышными волосами, строит ей гримасы исподтишка.

Две девочки играют в ладошки.

— Я уже окончила детский сад, — хвастает одна из них. — Я ничего не боюсь.

У стены Анна Ивановна разговаривает с маленькой девочкой, объясняет ей что-то.
  

Усадив девочку за парту, учительница выпрямилась, внимательно оглядела класс, и Маруся вдруг почувствовала, что учительница видит и ее и всех остальных девочек. Наблюдает за ними.

Испуганная Вера сразу приободрилась. Пышноволосая девочка перестала строить гримасы.

Маруся храбро подходит к учительнице. Протягивает ей руку. Говорит:

— Здравствуйте!

— Здравствуй, Маруся, — отвечает Анна Ивановна и пожимает Марусе руку.

Звонок. Девочки расселись. Глядят во все глаза на Анну Ивановну.

— Поздравляю вас, девочки! — говорит Анна Ивановна. — Зазвонил звонок, и началась у вас новая жизнь. Вы o теперь школьницы. Ученицы первого класса. Сегодня и по радио говорят о школе. И в газетах пишут. И сам товарищ Сталин спрашивает: "А сколько сегодня школ открылось в стране? Сколько детей пришло в первый класс, на свой первый урок?"

Анна Ивановна идет по проходу между партами.

— Я давно уже учительница, девочки, — рассказывает она, — многие мои ученики теперь совсем взрослые, умные люди. Они пишут мне письма. И я всегда вспоминаю, какие они были, когда первый раз пришли в школу. Одна девочка, например... — и тут Анна Ивановна взглядывает на Веру, — ...одна девочка так всего боялась, что задрожала вся, когда зазвонил звонок.

Верочка опускает голову. Пышноволосая веселая девочка, сидящая перед ней, весело хохочет.

— А теперь эта девочка стала Героем Советского Союза.

Вера улыбается, а пышноволосая девочка перестает смеяться.

— Да-да, — говорит Анна Ивановна, — все мои бывшие ученицы тоже многого не знали. Даже здороваться не умели.

Маруся весело хохочет.

— Да-да, представь себе, не умели, — говорит Анна Ивановна, глядя на Марусю. — Одна девочка, например, подошла ко мне и протянула руку. "Здравствуйте!" говорит. А так не полагается. Нельзя первой протягивать руку старшим.

Маруся перестала смеяться.

— Видите, какие они были! — продолжает Анна Ивановна. — Но потом они стали учиться. Ведь это очень интересно — учиться. И мы с вами начнем сегодня новую, школьную жизнь. Прежде всего, мы научимся вести себя в классе так, как полагается настоящим школьникам: не мешать, а помогать друг-другу. И класс свой разглядим как следует... Первый раз в жизни сели вы за парту...

Маруся и сидящая с ней рядом Верочка внимательно разглядывают парту.

— В этот ящик вы будете класть свои книжки и тетради, — рассказывает Анна Ивановна. — Здесь станет чернильница, когда вы начнете писать чернилами. А вот доска. Эта доска поможет нам учиться писать. Вон она у нас какая. Тройная. В косую линейку, в клетку и просто без линеек. Вот мел, чистая белая тряпочка, которой вытирают с доски.

Анна Ивановна продолжает:

— Вы с нынешнего дня школьницы, и мы познакомимся со школой, в которой вы теперь учитесь. Тихонько-тихонько, чтобы не мешать учиться другим, пройдем мы по школьным коридорам.

Дверь первого класса бесшумно открывается. Тихо выходят девочки из класса. Идут по замолкшему школьному коридору.

— Вот это физический кабинет — говорит Анна Ивановна. — Здесь занимаются шестиклассницы.

Первоклассницы глядят через стеклянную дверь в комнату, заставленную приборами. На возвышении, у стола, стоит девочка, вертит ручку машины с большим стеклянным колесом. Между металлическими шариками пролетают искры.

Первоклассницы входят в школьную библиотеку. С удивлением разглядывают полки с книгами.

— Когда вы научитесь читать, — говорит Анна Ивановна, — в школьной библиотеке вам будут давать книги. Книг много. И одна интереснее другой...

— А вот здесь учатся десятиклассницы, — объясняет Анна Ивановна. — В школе учатся десять лет. Вы учитесь первый год, а они — последний. Скоро они уже перестанут ходить в школу.

Анна Ивановна и девочки возвращаются в класс.

— Сейчас зазвонит звонок, и первый наш урок кончится, — говорит Анна Ивановна. — Вы отдохнете и поиграете на перемене. А после перемены будет у нас арифметика. А потом русский язык. И на каждом уроке мы узнаем и запомним что-нибудь новое, интересное. И скоро, скоро вы станете настоящими школьницами.

— Я сегодня! — говорит Маруся.

— Что сегодня? — спрашивает учительница.

— Сделалась настоящей школьницей.

— Посмотрим, посмотрим, — отвечает Анна Ивановна, улыбаясь.


В уголке родителей висит объявление:

Занятия в 1-м классе заканчиваются в 1 час 15 минут

На часах — четверть второго. Школьная няня нажимает кнопку звонка.

Пустой, безмолвный школьный коридор мигом оживает. Разом открываются все двери классов. Из дверей выбегают девочки.

Папы, мамы, бабушки, все ожидающие конца занятий в первом классе встают, глядят на лестницу.

Первоклассницы шагают парами, стараются изо всех сил итти в полном порядке.

Но вот они увидели своих родных — и нарушили сразу весь строгий порядок. Столько случилось за сегодняшний день, так много надо рассказать своим, что девочки забыли, что они в строю. Со всех ног бросились они вниз по лестнице.

— Видела, мама? — кричит пышноволосая девочка. — Видела, как мы красиво шли? Мы и завтракать так ходили.

— Мама, — кричит Верочка, — одна девочка боялась, как я, а теперь Герой Советского Союза!

— Папа, я арифметику учила!

— Бабушка, я рассказывала!

— Мама, так было весело! Как жалко, что тебя не пустили... — говорит та самая девочка, которая недавно плакала здесь же в углу.

После уроков Маруся шагает по улице не спеша, как взрослая, как настоящая первоклассница в форменном платье. И кажется ей, что весь город смотрит на нее.

Капитан летчик идет ей навстречу.

— Дядя Володя! — кричит Маруся радостно и протягивает капитану руку. Но тут же, вспомнив, что это не полагается, прячет руку за спину.

— Здравствуй, здравствуй. Маруся! — весело отвечает дядя Володя и протягивает ей руку.

Маруся с вежливым поклоном обменивается с капитаном рукопожатием.

— Что это с тобой сегодня? — удивляется капитан. И тут же улыбается во все лицо: — Ах, вот оно что! Ты в форме! Да как же это я мог забыть! Ты из школы?

— Да, — отвечает Маруся.

— Сразу видно! — говорит капитан. — Тебя просто узнать нельзя. Настоящая школьница.

— Ой, сколько мы сегодня выучили! — рассказывает Маруся. — и «как вставать без шума — здороваться с Анной Ивановной. И как руку подымать. И считали, сколько нас в ряду сидит. Это называется арифметика. А на русском Анна Ивановна сказку нам рассказывала... До свиданья! Меня мама и бабушка ждут.

Маруся раскланивается, заложив руки за спину. Во двор Маруся входит не спеша. И вдруг встречается лицом к лицу с Сережей.

Увидев своего врага, Маруся делает шаг назад.

Но потом вежливо кивает ему и говорит:

— Здравствуй, Сережа!

Вместо ответа Сережа высовывает язык.

— Смотри-ка! — удивляется Маруся. — Ты, значит, в школу не ходил сегодня?

Сережа стоит молча, высунув язык.

— Понимаю! — кивает головой Маруся. — Тебя не приняли!

— Кого, кого не приняли? — спрашивает Сережа.

— Тебя.
  

— Еще как приняли! Ого! На первую парту посадили.

— А чего же ты язык показываешь? Тебе не говорили, что надо вести себя вежливо?

— Вот так не говорили! Целый день говорили.

— А чего ж ты? не понял, что ли?

— Вот так не понял! У нас поди-ка не пойми. У нас учительница — ого! — получше вашей.

— А ты нашу видел?

— Конечно, видел. Не понравилась.

— О, не понравилась! У нас учительница красавица.

— Красавица... Вот она какая! — и Сережа делает страшную гримасу.

— Что?! — Маруся кладет осторожно у стены свою школьную сумку и подходит к Сереже. — Перестань! — говорит она грозно. — А то...

— А то что?

— А то ка-а-ак дам!

— Ты?

— Я!

— Мне?!

— Тебе!

А дома в столовой суетятся мама и бабушка, готовятся торжественно встретить первоклассницу.

— Ну, сегодня у нее будет настоящий праздник! — радуется бабушка. — Все, что она любит, — все на столе.

— Что-то запаздывает дочка! — Мама смотрит на часы. — Уже двадцать минут, как кончились уроки.

Продолжительный звонок.
  

Бабушка спешит в прихожую, открывает дверь и ахает. Маруся, очень веселая, стоит на пороге, но в каком она виде! Взъерошенные волосы. На щеке грязное пятно. Одна из пуговиц висит на ниточке.

— Мамочка! Бабушка! — кричит Маруся. — Как интересно было! Ну прямо сказка. Раз, два — и превратилась я в настоящую первоклассницу. Вы меня теперь не узнаете.

— Постой, постой! — перебивает мама. — А почему ты в таком страшном виде?

— А это я с Сережей подралась. У него еще хуже вид! — с торжеством сообщает Маруся.

— Умойся! — ворчит бабушка. — "Не узнаете меня"! Пока что очень хорошо я тебя узнаю...



Первоклассница

Как Маруся в первый раз пришла в школу Как Маруся не послушалась бабушку Как Маруся начала учиться И вот пошли дни за днями... Несчастный и счастливый день Маруси Как Маруся первый раз дежурила Первая отметка Маруси Как Маруся с подругами готовилась к празднику Идут дни за днями, недели за неделями... И вот пришли новогодние каникулы! Каникулы кончились Как пропали Маруся, Галя и Вера Как пришла весна и что она принесла первоклассницам



 

Оформление и перевод в цифровую форму © Влад В. Головач | 1999
Часть проекта exmachina.ru