Предыдущая глава К оглавлению Следущая глава

И вот пошли дни за днями...

Суббота 3 сентября

Только что прозвонил звонок. Первоклассницы сидят за партами, ждут.

Анна Ивановна входит в класс.

Девочки встают с шумом, с грохотом, кто-то роняет книжку, кто-то чуть не падает со скамейки на пол.

— Здравствуйте! — говорит Анна Ивановна. — Садитесь.

Девочки садятся так же шумно.

— Уже третий день вы настоящие школьницы, а не научились вставать и садиться тихо, — говорит Анна Ивановна. — Вот этим делом и займемся мы с вами сейчас. Это не пустяки. Ведь нас сорок человек. Если не научимся мы с вами вести себя тихо, то и соседним классам не дадим учиться и друг другу помешаем. Смотрите внимательно, как настоящие школьницы должны вставать.

К величайшему удовольствию девочек, Анна Ивановна усаживается на заднюю парту рядом с Маей Шароновой и показывает девочкам, как даже она, Анна Ивановна, такая большая, может встать с такой маленькой парты совсем неслышно.

Вторник 6 сентября

Девочки одеваются, торопятся — сегодня у них в первый раз урок не в классе, а в парке. Это называется "урок природы".

Вот идут они толпой по парку, окружают Анну Ивановну.

— Вот лист клена. — Говорит Анна Ивановна. — А ну-ка, кто найдет первый дерево с такими же листьями?

Девочки разбегаются во все стороны, глядя вверх на ветки деревьев.

— Осторожнее! — кричит Анна Ивановна. — Осторожнее, Маруся! Упадешь!

Маруся падает, вскакивает, перепрыгивает через скамейку и обхватывает обеими руками ствол клена.

— Сюда! — кричит она. — Сюда! Вот он! Я держу его!

Среда 7 сентября

Большая перемена.

Девочки окружили Анну Ивановну,

Спрашивают:

— Анна Ивановна! Мама велела простокваши купить, а ее нет в буфете. Что же я буду делать? Что мне кушать?

— Анна Ивановна! Когда я без калош в школу иду, калошный мешок надо приносить?

— Анна Ивановна! Сегодня мама чашку разбила, — ох, расстроилась!

Маруся летит по коридору. Незнакомая учительница загораживает ей дорогу:

— Стой, стой, девочка! Нельзя бегать так без оглядки. И сама ушибешься и других с ног собьешь.

— Пустите меня! — кричит Маруся. — Мы в пятнашки играем!

— Нет, постой! — строго повторяет незнакомая учительница. — Разве ты не знаешь, что учительниц надо слушаться?

— Так ведь вы не наша! — сердится Маруся.

— Что "не ваша"?

— Учительница! Наша — Анна Ивановна. Маруся оглядывается, чтобы позвать Анну Ивановну на помощь, и видит вдруг, что та стоит совсем возле и, конечно, слышала весь разговор с незнакомой учительницей. И по лицу ее ясно видно, что она вовсе не собирается заступиться за Марусю.
  

— Стыдно, Маруся! — говорит Анна Ивановна сердито. — Надо слушаться всех учительниц.

Четверг 8 сентября

Урок арифметики.

Анна Ивановна раздала девочкам разноцветные кружки и велела их разложить по два. Девочки задумались. Галя подняла руку:

— По два надо разложить? Да, Анна Ивановна?

Вера подняла руку:

— Анна Ивановна, значит по два надо разложить?

И сейчас же еще десять девочек подняли руки. И все спрашивают слово в слово одно и то же:

— По два? Анна Ивановна, да?

Анна Ивановна объясняет спокойно и терпеливо, что кружки следует раскладывать именно по два.

Вдруг Оля Полякова достает из парты сумку, укладывает в нее букварь, тетрадки, пенал и, кивнув головой Анне Ивановне, направляется к двери.

— Ты куда, Оля? — удивляется Анна Ивановна.

— Я домой, — объясняет Оля спокойно: — мне к маме захотелось. Я по ней соскучилась...

— Придется тебе потерпеть, — говорит Анна Ивановна. — Ты ходишь в школу учиться, как взрослые ходят на работу. Разве взрослые бросают работу, когда им вздумается? Представь себе: едешь ты в трамвае — и вдруг вагон останавливается. Что такое? Почему? Вожатый домой ушел, скучно ему стало. Бывает так? Нет, не бывает! Все работают, пока не приходит время отдыхать. И ты иди работай!



 

— Хорошо, — соглашается Оля и возвращается на свое место.

Пятница. 9 сентября

На тех же самых партах, где сидели первоклассницы, сидят сейчас их мамы и папы. Это родительское собрание. Анна Ивановна говорит родителям:

— Сейчас самое трудное время. Девочки только начинают привыкать, приучаться к порядку. И ваша задача — помочь нам. В этом деле мелочей нет, все важно. Следите, чтобы девочки уходили в школу умытые на совесть, причесанные, аккуратно одетые, как и подобает настоящим первоклассницам.

Суббота 10 сентября

У двери в класс стоит Вера. На рукаве у нее повязка с красным крестом.

Девочки выстроились в очередь. Вера проверяет, умылись ли девочки на совесть, причесались ли, так ли аккуратно они одеты, как подобает настоящим первоклассницам.

— Что это? — ужасается Вера, разглядывая руки Оли Поляковой. — Ты не умывалась?

— Я дома три раза умывалась! — оправдывается Оля. — Меня мама проверила и похвалила. А по дороге я Пирата встретила...

— Это еще кто такой?

— Пес охотничий. Он в доме номер семь живет. Он палки так красиво носит. Я ему бросала палки, а они мокрые. Вот руки и запачкались.

— Сейчас же иди и умойся! — приказывает, санитарка. — А то к занятиям не допущу!

И Оля послушно бежит умываться, разглядывая на бегу свои руки.

Понедельник 12 сентября

Когда кончилась большая перемена, все вдруг увидели, что в классе стоит никому не знакомая девочка.

Не успели первоклассницы спросить девочку, кто она такая, как в класс вошла Анна Ивановна.
  

Увидев Анну Ивановну, незнакомая девочка горько заплакала.

— Что с тобой? — спрашивает Анна Ивановна.

— Я заблудилась! — отвечает девочка, громко плача. — Где мой класс — первый "Б"? Где мои девочки? Где моя Любовь Викторовна?

— Ну, ну, не плачь! — говорит Анна Ивановна ласково. — Они совсем близко, здесь, за стеной. Идем, идем, я тебя провожу.

Суббота 17 сентября

Сегодня Анна Ивановна вошла в класс не одна, а с большой девочкой и сказала, что зовут эту девочку Валей и что она будет у них пионервожатой.

— Вы еще не пионеры, — сказала Анна Ивановна. — Это совсем не просто — стать пионером. Пионер должен быть отличным учеником, отличным товарищем, и вести себя он должен отлично и в школе и дома. Как видите, путь не близкий до пионерской организации. Но общими силами, помогая друг другу, мы с вами пройдем его благополучно. И Валя для того и пришла, чтобы помочь вам стать настоящими пионерами. Сейчас она пойдет к себе в седьмой класс, она тоже еще учится, а после уроков вернется, чтобы познакомиться с вами получше.

После уроков Валя долго разговаривала с девочками. И рассказала она им, что жила летом в огромном пионерском лагере на берегу Черного моря. Называется этот лагерь так: Артек. В этом замечательном лагере жили пионеры со всего Советского Союза.

Пионеры из Таджикской республики радовались: ой, как тут у вас прохладно! А пионеры из Якутии жаловались: ой, как тут у вас жарко! Пионеры с Урала рассказывали о глубоких подземных шахтах, в которых их братья и отцы добывают уголь, об огромных заводах, а пионеры из Сальских степей рассказывали о больших стадах, о пшенице, в которой можно заблудиться, как в лесу. Каждый пионер рассказывал о том крае, из которого он приехал. И целого лета не хватило на то, чтобы выслушать все их рассказы, — вот в какой огромной стране мы живем!

Маруся после беседы с Валей в тот же вечер все рассказала бабушке, а та все ахала и говорила:

— Ах, как мне хочется побывать в Таджикистане! Ах, съездила бы я в Мурманск, поглядела бы, как треску ловят. Ты подумай, что делается! Первый раз в жизни не я тебе рассказываю, а ты мне.



Первоклассница

Как Маруся в первый раз пришла в школу Как Маруся не послушалась бабушку Как Маруся начала учиться И вот пошли дни за днями... Несчастный и счастливый день Маруси Как Маруся первый раз дежурила Первая отметка Маруси Как Маруся с подругами готовилась к празднику Идут дни за днями, недели за неделями... И вот пришли новогодние каникулы! Каникулы кончились Как пропали Маруся, Галя и Вера Как пришла весна и что она принесла первоклассницам



 

Оформление и перевод в цифровую форму © Влад В. Головач | 1999
Часть проекта exmachina.ru