Ю. К. Скрипкин, О. Е. Хононова - Виновата ли Венера? (профилактика венерических болезней)

Оглавление

Как это бывает

Нужен ли такой разговор?

Кто же виноват?

Советское здравоохранение в борьбе с венерическими заболеваниями

Кто же они такие?

Личная профилактика при венерических заболеваниях

Поведение больного, заметившего у себя подозрительные выделения или высыпания

Врач и венерический больной

Венерический больной не должен самовольно прекращать лечение

Что же это за болезнь — сифилис?

Гонорея

Трихомониаз

Венерические заболевания — спутники пьянства

Ранняя половая жизнь наносит вред здоровью

В прочную семью не может проникнуть венерическое заболевание

Заключение

 

На главную страницу

Кто же виноват?

В конце XV столетия по Европе пронеслась эпидемия, поразившая почти все страны, оставившая после себя бесчисленное множество жертв. Люди болели очень тяжело. На коже появлялись язвы, разрушались кости, поражались внутренние органы, нервная система. Болезнь нередко кончалась смертью.

В первое время болезнь называли "половой чумой", так как заметили, что она передается половым путем. Сразу же возник вопрос: откуда появилась эпидемия? Кто виноват в ее распространении?

Вначале было посчитали, что это наказание, ниспосланное богом. Но скоро отказались от этой версии. Действительно, почему это бог вдруг ополчился против половых органов человека? Неужели он, всемогущий, не мог избрать другие части человеческого тела? А затем если уж он решил наказывать простых смертных, то почему не обошел вниманием и первых своих представителей среди людей — пап римских, отнюдь не отличавшихся благочестивым, целомудренным образом жизни (читайте "Священный вертеп" Лео Таксиля)!

Тогда возникла вторая версия. Каждая нация пыталась обвинить в распространении этого эпидемического заболевания другую. Итальянцы назвали болезнь испанской, французы — неаполитанской, швейцарцы и немцы — французской, русские — французской и польской. Приводились даже конкретные пути шествия этой страшной болезни от страны к стране, от города к городу. Так отмечалось, и это зафиксировано во многих учебниках по венерическим болезням, что "половая чума" началась в 1494 г. в Испании, в том же году она перешла в Италию, Францию, Данию, Швейцарию, Голландию, в 1496 г. в Германию. В 1495 г. она появилась в Польше, оттуда в 1499 г. проникла через Вильнюс, Смоленск, Вязьму в центр России. В том же -1499 г. она поразила Англию. Но это только путь. А виновник? И его, казалось бы, нашли.

Так как эпидемия венерической болезни началась в Испании, заподозрили, что испанцы — матросы с каравелл Христофора Колумба завезли эту болезнь из Америки. Напрашивался вывод, что Колумб открыл для Европы Америку и сифилис.

Но когда ученые обратились к истории, то оказалось, что в греческих, римских, арабских и других литературных источниках было много описаний заболеваний, сходных с теми, что наблюдались при эпидемии XV в. Об этом свидетельствовали и раскопки древних могильников в различных местах Европы, в которых находили кости людей с поражениями, подобными сифилитическим гуммам.

Итак, можно было сказать, что болезнь существовала и раньше. Но такая страшная эпидемия впервые возникла в конце XV в. и затем повторялась в XVI, XVII и XVIII вв. Так кто же все-таки виновник этих эпидемий?

В 1527 г. французский врач Жак де Батенкур предложил термин "венерическая болезнь", желая подчеркнуть этим названием преимущественно половой способ передачи болезни. Латинское слово venus, veneris означает Венера, богиня красоты и любви в древнеримской мифологии. Но вскоре убедились, что венерическая болезнь не одна. К венерическим болезням стали относить сифилис, гонорею (триппер), мягкий шанкр и четвертую венерическую болезнь — паховый лимфогранулематоз. Термин "гонорея" (семяистечение) ввел во II в. н. э. Гален. Как Гален, так и Батенкур, и многие другие до открытия микробов, вызывающих венерические болезни, причисляли к ним все заболевания половых органов.

В 1536 г. итальянский врач Дж. Фракасторо в поэме "Сифилис, или о галльской болезни" впервые заявил, что сифилис — это самостоятельное заболевание.

В 1879 г. А. Нейссер открыл возбудителя триппера — гонококка, в 1889 г. Дюкрей опубликовал свои наблюдения над микробом — палочкой мягкого шанкра, а в 1905 г. Шаудин и Гофман доказали, что возбудитель сифилиса — бледная спирохета. В 1893 г. Дюран, Николя и Фавр описали как самостоятельное заболевание четвертую венерическую болезнь.

В 1906 г. А. Вассерман предложил серологическую реакцию для диагностики сифилиса.

Все указанные четыре инфекционные болезни до сего времени называются венерическими. Но правильно ли это? Виновата ли здесь Венера — богиня любви? Разве можно связать причину этих болезней с высоким человеческим чувством — любовью? Наоборот, чаще всего заражение ими происходит именно при небрежении любовью, когда имеет место несерьезное, легкомысленное отношение к половой жизни, когда люди идут на случайную половую связь.

Следовательно, Венера здесь ни при чем. Так кто же виноват в эпидемиях, возникавших в XV и последующих столетиях, принесших столько бедствий человечеству? Если мы исторически взглянем на период возникновения упоминавшихся эпидемий, то вспомним, что это период разложения феодального общества и возникновения капиталистических отношений. И это не случайное совпадение. Капитализм — вот основной виновник массового распространения венерических заболеваний.

К. Маркс в "Капитале" писал, что "новорожденный капитал источает кровь и грязь из всех своих пор с головы до пят". Анализируя становление и развитие капитализма как новой общественной формации, К. Маркс обращал внимание и на отношения между людьми при капитализме, сравнивая эти отношения с общечеловеческими. Он говорил: "Предположи теперь человека как человека и его отношение к миру как человеческое отношение: в таком случае ты сможешь любовь обменивать только на любовь, доверие только на доверие и т. д." И К. Маркс доказывает, что при капитализме эти отношения извращаются. Они не могут быть нормальными в обществе, где всем управляют деньги. Вот эти слова К. Маркса: "Так как деньги, в качестве существующего и действующего понятия стоимости, смешивают и обменивают все вещи, то они представляют собой всеобщее смешение и подмену всех вещей, т. е. мир навыворот, перетасовку и подмену всех природных и человеческих качеств".

Присущие капитализму товарно-денежные отношения распространяются на все общественные отношения между людьми не только в процессе производства материальных ценностей, но и на отношения во всех других сферах деятельности людей, в том числе и на отношения между мужчиной и женщиной. Мужчина в капиталистическом обществе и женщину рассматривает как товар, ласки женщины он может купить за деньги. Узаконенный разврат в капиталистическом обществе с самого начала развития капитализма способствовал массовому распространению венерических болезней.

Не составляла исключение и царская Россия, где, как и в других странах, были распространены венерические болезни. Много было бытового, врожденного сифилиса, особенно в сельских местностях и национальных окраинах. Этому способствовал существовавший царский строй с его жесточайшей эксплуатацией и страшной бедностью одних, колоссальными богатствами в руках других. Особенно тяжелым было положение бесправной, безграмотной угнетенной женщины.

Разврат среди высших слоев общества, дикий безудержный разгул купечества, надругательство над обездоленными, бесправными женщинами описаны во многих произведениях русских писателей: в "Идиоте" Достоевского, в "Яме" Куприна и др. В 16 лет взял на содержание Настасью Филипповну Тоцкий, человек высшего света, с большими связями и необыкновенно богатый, воспользовавшийся безвыходным положением хорошенькой девочки, питавшей к нему отвращение. Купец Рогожин у всех на глазах торгует Настасью Филипповну. "Во сто тысяч меня оценил".

Проституция способствовала бурному росту венерических заболеваний.

К концу XIX столетия в России появляются открытые публичные дома. Большая и Малая Ямская по ту и другую сторону были застроены исключительно домами терпимости. Здесь были более дорогие заведения от трех рублей за визит до самых дешевых, 50-копеечных. В дома терпимости попадали бедные женщины и девушки, обманутые, попавшие в тяжелое положение.

В повести "Яма" Куприн описал страшную действительность публичных домов, несчастных, поруганных женщин и хищников стяжателей, хозяев этих домов, наживавших огромные состояния. "Во всех домах входные двери открыты настежь. До самого утра сотни и тысячи мужчин поднимаются и спускаются по этим лестницам. Здесь бывают все: полуразрушенные слюнявые старцы, ищущие искусственных возбуждений, и мальчишки кадеты и гимназисты — почти дети, бородатые отцы семейств, почтенные столпы общества в золотых очках и молодожены, и влюбленные женихи, и воры, и убийцы, и сыщики, и шпионы, и беглые каторжники, и офицеры, и студенты, больные и здоровые, впервые познающие женщину, и старые развратники, истрепанные всеми видами порока... Приходят свободно и просто, как в ресторан или на вокзал. Нетерпеливо платя вперед деньги и на публичной кровати, еще не остывшей от тела предшественника, совершают бесцельно самое великое и прекрасное из мировых таинств — таинство зарождения новой жизни".

И проститутки одиночки, и проститутки в домах терпимости рано или поздно заражались венерическими заболеваниями, которые посетители передавали своим женам, любовницам. Проститутка Женя из повести "Яма" сознательно заражает своих клиентов, она мстит за себя и за тысячи поруганных женщин. Не видя выхода из создавшегося положения, она повесилась.

В царской России было всего 12 кожно-венерологических учреждений (амбулаторий), которые размещались в крупных городах и не могли обеспечить лечение всем нуждающимся больным. Жители сельской местности и национальных окраин были лишены специализированной помощи, они могли обращаться лишь в земскую больницу или амбулаторию.

Кроме того, лечение венерических больных в то время было недостаточно эффективным. Это порождало страх и отчаяние у заболевших, особенно сифилисом. Они считали себя погибшими, не надеясь на излечение.

Такое положение было в царской России. Но оно не намного лучше в современных буржуазных странах. И хотя лечение больных сифилисом и гонореей сегодня гораздо эффективнее, профилактика венерических болезней в капиталистических странах по-прежнему остается на низком уровне.

В странах Запада причины распространения венерических болезней остаются те же, что были и в начале зарождения капиталистического общества.

Буржуазные социологи, сексологи и гигиенисты пытаются замалчивать значение социальных факторов в распространении венерических болезней. Одни из них обращают внимание только на количество венерических болезней, игнорируя их связь с язвами, пороками капиталистического общества. Другие объясняют распространение венерических болезней "безобидными" для господствующего класса причинами: отсутствием интернациональной борьбы с венерическими болезнями; безразличием людей к своему здоровью; неполноценностью человеческой личности; потерей чувства "вины перед богом"; биологическими закономерностями.

Но все это не может восприниматься серьезно. В странах, где правит капитал, венерические болезни возникают, прежде всего, вследствие социальных причин. Кроме того, капитализм открывает все шлюзы низменным страстям — этой питательной среде для венерических заболеваний.

В капиталистическом мире широкое распространение получила теория "свободной любви" — легкий взгляд на половую близость. Развращающее влияние теории наряду с безудержным ростом на Западе алкоголизма, наркомании, проституции создают дополнительные условия для распространения венерических болезней.

Во многих капиталистических странах продолжается рост венерических заболеваний. Этому способствуют все те же ранее указанные причины. Большинство больных лечатся у частнопрактикующих врачей, стараясь скрыть свое заболевание, а эти врачи не заинтересованы ни в выявлении источника заражения, ни в осмотре бывших в половом и бытовом контакте с больным. Поэтому учет этих больных не ведется. Возникновение рецидива заболевания с заразными проявлениями никого не интересует. Часто больные при отсутствии средств или из боязни огласки не лечатся совсем.

В капиталистических странах нет единых методов лечения и профилактики венерических заболеваний. Официальная профилактика ограничивается там законодательными мероприятиями, которые не могут привести к снижению венерических заболеваний, ибо социально-экономические причины, порождающие проституцию — рассадник венерических заболеваний, продолжают существовать.

Так как наша страна живет в капиталистическом окружении, западная пропаганда, проповедующая различные извращенные сексуальные теории, которые широко распространены во многих капиталистических странах, в той или иной степени проникает и к нам. И хотя у нас никаких социальных причин для развития венерических заболеваний нет и быть не может, влияние грязной буржуазной идеологии на отдельных наших легкомысленных людей создает ту почву, на которой, как бурьян, вырастают случаи венерических заболеваний. И задача каждого советского человека — не допустить в свой дом, в свою семью, к своим детям эту страшную заразу.

Чтобы избавиться от венерических болезней, нам необходимо знать причины их появления и распространения, основные клинические признаки и меры профилактики.

На главную страницу / Далее...